На главную
На главную
Написать письмо
Поиск по сайту

Вопрос / ответ природоохранной прокуратуры

12 сентября г. Игумнов Николай Николаевич: малые и большие реки кузбасса почему их продолжают загрязнять !!! река кыргайка, река ускат, река аба и т.д

Ответ: Уважаемый Николай Николаевич! По поводу Вашего вопроса в адрес Новокузнецкой межрайонной природоохранной прокуратуры, размещенного на сайте Комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов администрации города Новокузнецка, о причинах загрязнения рек Кузбасса полагаю необходимым разъяснить  следующее.

Водный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает возможность пользования водными объектами, в том числе с целью сброса сточных и дренажных вод.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ  «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе, нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов.

Согласно ч. 4 ст. 23 Закона сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду (водные объекты) в пределах установленных нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Разрешениями на сбросы для хозяйствующих субъектов устанавливаются перечень и количества загрязняющих веществ, допускаемых к сбросу в водные объекты при соблюдении предусмотренных законодательством Российской Федерации условий.

При соблюдении природопользователями требований законодательства и условий, установленных разрешительной документацией, исключено загрязнение, истощение, засорение и наступление иных негативных последствий для водных объектов.

Отвечая на Ваш вопрос, информирую, что причиной загрязнения водных объектов, в том числе рек Кузбасса, является нарушение хозяйствующими субъектами, в пользовании которых находятся водные объекты, правил водопользования при сбросе сточных вод.

При проведении Новокузнецкой межрайонной природоохранной прокуратурой плановых и внеплановых проверок, в том числе по поступающим жалобам (обращениям), прокурором принимаются соответствующие меры, направленные на привлечение виновных лиц к ответственности и устранение допущенных нарушений.

Для сведения информирую Вас, что в течение первого полугодия 2017 года прокуратурой дана оценка деятельности по водопользованию 17 предприятий, являющихся загрязнителями окружающей среды на территории, подведомственной Новокузнецкой межрайонной природоохранной прокуратуре.

В ходе проведения проверок установлены нарушения правил водопользования при сбросе сточных вод в поверхностные водные объекты, выразившиеся как в сбросе загрязняющих веществ в отсутствие разрешительной документации, так и с превышением таковых над допустимой концентрацией. К основным причинам и условиям, способствующим допущению нарушений в данной сфере относится отсутствие очистных сооружений либо использование малоэффективных очистных сооружений, требующих реконструкции,  отсутствие должного внимания со стороны органов местного самоуправления (при эксплуатации муниципального имущества) вопросам водоснабжения и водоотведения, в том числе вопросам охраны водных объектов от загрязнения, ремонту систем очистных сооружений, внедрению современных технологий очистки сточных вод.

За первое полугодие 2017 года прокурором возбуждено 33 дела об административных правонарушениях в сфере водопользования, внесено 12 представлений об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 9 должностных лиц. Кроме того, в суды общей юрисдикции прокурором направлены исковые заявления о понуждении пользователей очистных сооружений к совершению действий, направленных на строительство/реконструкцию очистных сооружений (ООО Разрез «Бунгурский-Северный», ОАО Луговое, АО «Шахта «Большевик», ПАО «Распадская»,  ОАО «Шахта «Полосухинская»,  АО «Кузбасская птицефабрика», АО «Завод Универсал», АО «ЕВРАЗ ЗСМК», ООО «Шахта «Алардинская). Решениями судов общей юрисдикции на период настоящего время практически все названные предприятия обязаны обеспечить достижение нормативов качества сбрасываемых сточных вод в поверхностные водные объекты путем строительства либо реконструкции очистных сооружений.  

Разъясняю Вам, что главой 7 Водного кодекса Российской Федерации (ст.ст. 68, 69) предусмотрена ответственность за нарушение водного законодательства.

Так, лица, виновные в нарушении водного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.       

Привлечение к ответственности за нарушение водного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный ими вред.

Одновременно сообщаю, что Ваш вопрос не может быть расценен прокуратурой как обращение (жалоба), содержащее сведения о наличии нарушений водного законодательства. В вопросе указаны обобщенные сведения о загрязнении в целом малых и больших рек Кузбасса, не отражающие конкретных данных, которые могли бы являться основанием для проверки. Соответствующее обращение по факту нарушений требований законодательства об охране окружающей среды и природопользовании Вы вправе подать в Новокузнецкую межрайонную природоохранную прокуратуру для принятия при наличии оснований мер непосредственно прокурором либо направления обращения в компетентные органы экологического контроля (надзора).  

                                                      С уважением, помощник прокурора

                                                                 Белецкая О.В.

15.09.2017 

 25 августа 2017 г. Токарева Ирина Геннадьевна: Добрый день! Мой участок более чем на половину заболочен в связи с чем я бы хотела отсыпать свой участок. Уточняю, земля в собственности. Подскажите чем можно производить отсыпку участка, т.к. земля не подходит для отсыпки "болота" и очень затратно и как я читала в интернете не целесообразно. И второй вопрос, могу ли я производить отсыпку боем кирпича и бетона? Т.к. в интернете много статей где советуют именно бой кирпича и бетона. Не нарушает ли эта отсыпка действующие законы о природоохране.

Ответ: По поводу Вашего вопроса в адрес Новокузнецкой межрайонной природоохранной прокуратуры, размещенного на сайте Комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов администрации города Новокузнецка, о том, будут ли иметь нарушения требований природоохранного законодательства при отсыпке заболоченного земельного участка, находящегося в собственности, боем кирпича и бетона, разъясняю следующее.

Нахождение в собственности земельного участка, являющегося объектом гражданских прав, не свидетельствует о Вашем праве собственности на почвы. Земли (почвы) используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, являются объектом охраны окружающей природной среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности. Статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель. В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования экологических, санитарно-гигиенических и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Согласно статье указанного Кодекса охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:

- воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

- защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия;

- защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

Мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 16 июля 1998 года № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

При проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ, связанных с пользованием недрами, плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель.

Анализ названных норм законодательства позволяет сделать вывод о том, что если на Вашем земельном участке имеется плодородный слой почвы, то перед засыпкой рельефа местности предварительно необходимо снять плодородный слой почвы с целью его последующего использования.

В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, бой строительного кирпича, а также брак и бой бетона при производстве товарного бетона, бой бетонных изделий относятся к отходам V класса опасности.

Таким образом, вышеназванные строительные отходы 5 класса опасности являются практически неопасными отходами и могут быть использованы для засыпки рельефа местности, но при соблюдении вышеуказанных требований земельного законодательства.

 С уважением, помощник прокурора

Белецкая О.В.

07.09.2017

18 июня 2017 г. Куковинец Юрий Николаевич: В поселке Елань Новокузнецкого района  в 100 метрах от улицы Советская организована свалка бытовых отходов . Прошу  проверить законность организации  свалки, оценить отрицательное воздействие  на окружающую среду  и  принять меры прокурорского реагирования. Данное обращение ранее отправлялось в ваш адрес.Получена отписка. Свалка продолжает быть.

Ответ: В соответствии с пп. 3.5, 3.6 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генерального прокурора РФ от 30.01.2013 №  45, направляю Вам по подведомственности для рассмотрения по существу и принятия мер государственного санитарно-эпидемиологического контроля обращение Куковинца Ю.Н., направленное посредством электронной связи в адрес Новокузнецкой межрайонной природоохранной прокуратуры, а также Комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов администрации города Новокузнецка, в части доводов о нарушении требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, выразившихся в размещении несанкционированной свалки мусора в районе ул. Советской пос. Елань Новокузнецкого муниципального района Кемеровской области.    

В части доводов о ненадлежащем рассмотрении обращения указанного заявителя в 2016 году, о бездействии должностных лиц обращение находится на рассмотрении в Новокузнецкой межрайонной природоохранной прокуратуре. 

О результатах рассмотрения обращения в вышеназванной части сообщите заявителю в установленный законом срок, а также предоставьте соответствующую информацию в Новокузнецкую межрайонную природоохранную прокуратуру, так как рассмотрение обращения находится на контроле.

Второму адресату сообщается для сведения.

С уважением, Новокузнецкий природоохранный прокурор Григорьев Д.В. 

18 июня 2017 г. Климова Лидия Васильевна: Здравствуйте.От птицефабрики "Кузбасский бройлер" стоит невыносимая вонь,особенно в жаркие дни.На ночь нельзя окно открыть,завах в комнате как в свинарнике. Кроме того,недалеко от птицефабрики находится садовое общество "Птицевод".Вонь стоит по всей округе, мухи постоянно роятся как на помойке.В отстойнике целые горы куринного помета,отсюда и вся вонь.Еще сильный запах стоит от приготовления пищи курам,доходит также до Новоильинского р-на. Почему не принимаются никакие меры.Ждем ответа.

Ответ: В соответствии с пп. 3.5, 3.6 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генерального прокурора РФ от 30.01.2013 №45, направляю Вам по подведомственности для рассмотрения по существу и принятия мер государственного санитарно-эпидемиологического контроля обращение Климовой Л.В. по факту нарушения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения птицефабрикой «Кузбасский бройлер».   

О результатах рассмотрения обращения сообщите заявителю в установленный законом срок, а также предоставьте соответствующую информацию в Новокузнецкую межрайонную природоохранную прокуратуру, так как рассмотрение обращения находится на контроле.

Второму адресату сообщается для сведения.

С уважением, Новокузнецкий природоохранный прокурор Григорьев Д.В.

28 июня 2015 г. Сухоруков Сергей Викторович: в районе Ошмарино образована свалка мусора везут грузовым транспортом Прошу позвонить по телефону 89050733266 ясообщу точные координаты.

Ответ: Уважаемый Сергей Викторович! По поводу Вашего вопроса в адрес Новокузнецкой межрайонной природоохранной прокуратуры о мерах, которые необходимо предпринять в связи с образовавшейся несанкционированной свалкой мусора в районе с. Ашмарино, расположенного на территории Центрального сельского поселения Новокузнецкого муниципального района, разъясняю Вам следующее.
Стихийно образовавшиеся свалки ТБО представляют реальную угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения в случае их неустранения.
Подпунктом 9 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.
Подпункт 18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет, что к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии с ч.1 ст.7 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно ч.1 ст.51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Положениями ч.3 ст.51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» определено, что отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также опасными отходами и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Часть 1 ст.13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» устанавливает, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Согласно ч.2 ст.21 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В связи с изложенными требованиями законодательства указанная Вами территория села подлежит очистке от несанкционированной свалки мусора.
Для принятия соответствующих мер Вам необходимо обратиться с письменным либо устным обращением в администрацию Центрального сельского поселения (ул. Центральная, 109А, с. Атамановово, Новокузнецкий муниципальный район Кемеровской области), а также в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в г.Новокузнецке и Новокузнецком районе (пр. Пионерский, 21, г.Новокузнецк). В случае Вашего обращения в указанные органы и не принятия соответствующих мер с их стороны, Вам необходимо подать жалобу (обращение) в Новокузнецкую межрайонную природоохранную прокуратуру (ул. Покрышкина, 22А, г.Новокузнецк, E-mail: n.priroda@kemprok.ru) для принятия мер прокурорского реагирования по факту указанной Вами свалки ТБО и по факту бездействия должностных лиц вышеназванных органов государственной власти и местного самоуправления.
Обращаю Ваше внимание, что при направлении обращения необходимо подробно указать место расположения несанкционированной свалки, а также оставить Ваши анкетные данные и координаты, по которым с Вами можно связаться.    
                                                     С уважением, и.о. прокурора Белецкая О.В. 
17 июля 2014 г. Петров Илья Валерьевич: Почему запрещена мойка машин возле рек, если она припаркована не на берегу, а в отдалении? Вред реке не причиняется! И на каком расстоянии от реки можно мыть машину?

Ответ: Илья Валерьевич! В связи с Вашим вопросом о запрете осуществления мойки машин возле водных объектов, разъясняю действующее законодательство.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Согласно ч.4 указанной статьи Водного кодекса РФ ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью: до десяти километров - в размере пятидесяти метров; от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров; от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.

В соответствии с частями 11, 13 указанной статьи Водного кодекса РФ  ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса.

Ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.

Требования п.4 ч.15 ст. 65 вышеуказанного Кодекса устанавливают запрет на осуществление в границах водоохранных зон движения и стоянки транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

Кроме того, разъясняю Вам, что ч.1 ст. 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность граждан, а также должностных и юридических лиц за нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта и водоохранной зоны водного объекта. Совершение данного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

На основании вышеизложенного, в границах водоохранных зон установлен запрет на движение и стоянку транспортных средств, не говоря уже об осуществлении мойки автотранспорта. По поводу Вашего вопроса о расстоянии от реки, на котором возможно легитимное осуществление мойки автотранспорта, отвечаю, что в соответствии с вышеназванными требованиями ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации указанное расстояние варьируется от протяженности водного объекта.

Таким образом, с целью охраны водных объектов и во избежание их загрязнения, засорение или истощения, мойку автотранспорта необходимо осуществлять в организациях, специализирующихся на указанном виде деятельности. Стоимость за оказание услуг по мойке автотранспорта значительно ниже, чем размер административного штрафа.

С уважением, Новокузнецкий природоохранный прокурор Григорьев Д.В.